
Упражнение "Остановка и трогание на подъеме"
По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:
1. тронуться с места в стартовых воротах на горизонтальном участке;
2. въехать на наклонный участок;
3. остановиться на наклонном участке перед линией "СТОП-1" таким образом, чтобы все колеса ТС находились на наклонном участке;
4. зафиксировать ТС в неподвижном состоянии (стояночным тормозом);
5. тронуться с места на наклонном участке, не допуская отката назад более чем на 0,3 м на уклоне 16% (чем меньше уклон, тем меньше допустимый откат!);
6. остановиться перед линией "СТОП" на горизонтальном участке.
После остановки ТС кандидат в водители должен:
1. включить нейтральную передачу;
2. включить стояночный тормоз.
Прикладное значение упражнения «Остановка и трогание на подъеме»
Город Брянск и Брянская область расположены на Средне-русской возвышенности и продольный профиль дорог часто состоит, соответственно, из подъемов и спусков. На многих улицах г. Брянска Вам придется останавливаться на подъеме, чтобы выполнить, например, требование сигнала светофора, запрещающего движение. Например, красный сигнал светофора вынудил Вас, двигавшегося от цирка по проспекту Ленина в сторону площади Партизан, остановиться перед пересечением с улицей Горького, а чуть позже сзади вплотную к Вашему автомобилю подъехал другой автомобиль. И таких мест в городе не одно – это, например, переcечение улицы Фокина с проспектом Ленина, пересечение улицы Ульянова с улицей Бурова и многие другие перекрестки. Чтобы не совершить ДТП, находясь в плотном потоке транспортных средств, Вы обязаны уметь плавно трогаться на подъеме без отката назад, а также без резкого "рывка" вперед.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (при наличии на автомобиле тахометра) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ
«ОСТАНОВКА и ТРОГАНИЕ НА ПОДЪЕМЕ»
1. Подъезжаете к линии «СТАРТ», останавливаетесь, включаете нейтральную передачу и стояночный тормоз;
2. На первой передаче плавно начинаете движение от линии «СТАРТ» и медленно двигаетесь к линии «СТОП-1». Перед началом движения не забудьте снять автомобиль со стояночного тормоза. Останавливаетесь приблизительно у линии «СТОП-1». Можно не доехать до нее, нельзя – переехать!
3. После остановки фиксируете автомобиль с помощью стояночного тормоза и включаете нейтральную передачу.
4. Нажимаете до упора педаль сцепления и включаете первую передачу. Смотрите на тахометр на панели приборов и правой ногой медленно нажимаете на педаль газа. Правой рукой, потянув рычаг стояночного тормоза немного вверх, нажимаете на фиксатор рычага стояночного тормоза, утапливая его в рычаг, но продолжаете удерживать рычаг в верхнем положении.
5. Когда стрелка тахометра приблизится к отметке 2.2-2.3 (смотри рисунок), что соответствует числу оборотов коленчатого вала двигателя 2200-2300 в минуту, Вы прекращаете нажимать на педаль газа и фиксируете ее в этом положении (нога должна «заморозиться» в этом положении, как мясо, вынутое из морозильника – ничем не изменить его форму, кроме топора), и левой ногой начинаете медленно отпускать педаль сцепления, не прекращая смотреть на стрелку тахометра – она должна двигаться в сторону уменьшения оборотов двигателя.
6. Когда стрелка тахометра приблизится к отметке 1.1-1.2, что соответствует 1100 – 1200 оборотов в минуту коленчатого вала двигателя, «замораживаете» и левую ногу (фиксируете ее в данном положении). Не забывайте – правая нога не «размораживается»
7. Не меняя положения ног, отпускаете рычаг стояночного тормоза – и автомобиль плавно трогается в гору без единого миллиметра отката назад. На середине «эстакады» «размораживаете» свои ноги и плавно, медленно отпускаете педаль сцепления.
8. Проехав «эстакаду», останавливаетесь у линии «СТОП» за эстакадой, не пересекая ее, включаете нейтральную передачу и стояночный тормоз.
УПРАЖНЕНИЕ УСПЕШНО СДАНО!
Главной ошибкой при трогании с места на подъеме является неправильно выбранный момент для освобождения машины от стояночного тормоза. Если передержать рычаг стояночного тормоза в верхнем положении, то заглохнет двигатель, а если недодержать и опустить вниз рычаг стояночного тормоза раньше, чем диски сцепления коснутся друг друга, то автомобиль просто покатится назад. Если Вы для фиксации автомобиля у линии «СТОП-1» не будете пользоваться стояночным тормозом, а лишь педалью тормоза рабочей тормозной системы, то Вам может не хватить ловкости и скорости реакции для переноса правой ноги с педали тормоза на педаль газа, а автомобиль за это время может откатиться назад.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ
«ОСТАНОВКА И ТРОГАНИЕ НА ПОДЪЕМЕ»
Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:
- Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки
- Не зафиксировал транспортное средство в неподвижном состоянии при остановке на наклонном участке
- Допустил откат транспортного средства при трогании на наклонном участке более величины, соответствующей фактическому уклону
- Пересек линию «СТОП» (по проекции переднего габарита транспортного средства)
Средние ошибки – 3 штрафных балла
- Пересек линию «СТОП-1» (по проекции переднего габарита транспортного средства) при остановке на наклонном участке
- При выполнении упражнения двигатель заглох
- Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
- Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП»
Внимание! Если на автомобиле тахометр будет неисправен или отсутствовать, ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЕ автомобили сигнализируют Вам, как бы "приседая", о том, что можно отпускать рычаг стояночного тормоза после плавного отпускания педали сцепления (смотри п.п. 6 и 7). В дальнейшем, получив водительское удостоверение, Вы все это будете делать на "слух", ориентируясь на шум, производимый двигателем на различных режимах его работы.